Пятница
19.04.2024
20:24
Сетевые сообщества
Metodichka.org
Категории файлов
Мои статьи [5]
Методические рекомендации [4]
Поиск
Скрипт-счетчик
Проголосуй за наш сайт
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Персональный сайт учителя русского языка и литературы Чумпаловой Инны Юрьевны


Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Новые подходы к организации и содержанию традиционных и инновационных форм методической работы.

Новые подходы к организации и содержанию традиционных и инновационных форм методической работы (из опыта работы МО).

 

Учитель живёт до тех пор, пока он учится.

Как только он перестаёт учиться,

в нём умирает учитель.

К.Д. Ушинский.

 

В каждом ребенке спит величайший гений, творец. Работа учителя состоит в том, чтобы разбудить этого Великого спящего.

         Воспитать человека с современным мышлением, способного самореализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие «профессионализм» включаются не только предметные, дидактические, методические, психолого-педагогические знания и умения, но и личностный потенциал педагога, в который входят система его профессиональных ценностей, его убеждения и установки. На развитие всего перечисленного направлена деятельность методических служб. Важно, чтобы в ходе этой деятельности педагог стал самым активным субъектом процесса совершенствования.

          По отношению к учителю методическая работа выполняет ряд важных функций. Прежде всего, это функции адаптации и социализации. Так, благодаря активному участию в методической работе учитель приобретает и закрепляет за собой определенный статус в школе. С возрастом участие в ней способствует решению проблемы профессионального самосохранения, преодоления возможного отставания, расхождения между достигнутым уровнем и новыми требованиями к образовательному процессу. Обучение помогает учителю избавиться от устаревших взглядов, делает его более восприимчивым к внешним изменениям, что в конечном итоге повышает его конкурентоспособность. Методическая работа стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации, решению профессиональных и личных проблем, позволяет получить большее удовлетворение от работы.

          В желании что-то изменить и двигать идеи вперед определенная роль отводится методическим объединениям педагогов.

            Цель МО - совершенствование преподавания учебных предметов и проведение мероприятий по повышению педагогического мастерства учителей.

 Задачи методической работы:

 ×          Формирование инновационной направленности в деятельности педогагического коллектива школы, проявляющейся в систематическом изучении, обобщении и распространении педагогического опыта, в работе по внедрению достижений педагогической науки.

×          Повышение уровня теоретической  (предметной), психолого-педагогической подготовки учителей.

×          Организация работы по изучению новых образовательных программ, вариантов учебных планов, изменений в государственных образовательных  стандартах.

×          Обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и методами обучения и воспитания.

×          Организация работы по изучению нормативных документов.

×          Оказание научно-методической помощи учителям на  диагностической индивидуальной и дифференцируемой основе.

×          Оказание консультативной помощи учителям в организации педагогического самообразования.

×          Повышение общей педагогической культуры учителя.

 За последние годы в нашей школе сложился творческий  педагогический коллектив. В ходе изучения педагогического коллектива и диагностики профессиональных качеств учителей МО русского языка и литературы были выявлены следующие особенности: хорошее знание предмета, творческое отношение к работе, стремление к новому в методике и психологии обучения. Но вместе с тем неудовлетворённость результатами обучения: с одной стороны, учителя озабочены тем, как дать обязательный минимум всем учащимся. С другой стороны, дать глубокие знания. Решение данной проблемы возможно при овладении учителями школы новыми, современными технологиями. Этому уделяется особенное внимание в нашей школе в течение нескольких лет.

 В рамках ШМО организуется самообразование учителей. Этот компонент занимает особое место в нашей системе методической работы и в обеспечении её целостности. Психологи установили: только те знания становятся убеждением человека, которые им самостоятельно обдуманы и пережиты. И если первичное восприятие знаний может быть фронтальным и групповым, то последующая работа должна быть индивидуальной, и осуществляться она должна в тех объёме и темпе, которые необходимы каждой личности. А это возможно только в условиях самостоятельной  образовательной деятельности. Организовать же её эффективнее всего можно в рамках ШМО: на заседаниях ШМО учитель отчитывается о проделанной  работе по самообразованию, представляя итоги в различной форме: доклады, открытые уроки, творческие отчёты. Всё это планируется заранее и контролируется руководителем ШМО.

      Самообразование учителей пронизывает все компоненты системы методической работы, обеспечивая более высокий уровень их функционирования, поэтому оно является системообразующим компонентом.

 

Содержание образования составляет систему знаний, умений, навыков, черт творческой деятельности, мировоззренческих и поведенческих качеств личности, которые обусловлены требованиями общества и к достижению которых должны быть направлены усилия обучающих и обучающихся. Если при традиционной трактовке цели и содержание обучения оказываются фактически совпадающими с (главная цель обучения - усвоение основ наук, содержание обучения - сами эти основы, представленные в знаковой форме учебной информации), то в новой они расходятся. Актуальной целью становится создание личностного потенциала человека, воспитание его способностей к адекватной деятельности в предстоящих предметных и социальных ситуациях, а содержанием – все то, что обеспечивает достижение этой цели. Успешность достижения цели зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных форм.

 

На современном  этапе развития образования нельзя совсем отказаться от классно-урочной системы как основы организации процесса обучения. Однако классно-урочная система как оплот традиции в сегодняшней образовательной системе выполняет роль своеобразной платформы для разработки, апробирования и внедрения в процесс обучения новых педагогических технологий.

      Современная педагогическая наука и передовая школьная практика (не без определённых разногласий) определяет целый ряд новых педагогических технологий, служащих усовершенствованию традиционных подходов к обучению. Можно определить два основных подхода в использовании новых обучающих педагогических технологий:

 

1. Использование инноваций в рамках традиционного урока.

 

2. Внедрение нестандартных форм организации процесса обучения как альтернативы традиционному уроку.

 

 Использование инноваций в рамках традиционного урока.

 

Инновация на уроке не самоцель, а лишь средство достижения наивысшей результативности процесса обучения. Поэтому урочная система в школе - это:

 

·   комбинированный урок;

·   урок усвоения новых знаний;

·   урок закрепления изучаемого материала;

·   урок повторения;

·   урок систематизации и обобщения нового материала;

·   урок проверки и оценки знаний.

 

В зависимости от задач и целей конкретного урока, каждый учитель школы на любом его этапе или на уроке в целом вправе избрать оптимальные педагогические технологии, в том числе инновационные, если это позволит добиться  нового качества образования.

 

Программа развития рекомендует учителям использование в рамках традиционного урока следующие инновационные обучающие технологии:

 

- ролевые игры;

- тесты;

- исследования и проекты;

- творческие мастерские;

 - дискуссии, диспуты;

- групповые  технологии.

 

Главной особенностью современного урока является качественное использование новых технологий и традиционных.

 

Внедрение новых форм проведения урока.

 

Большое количество новых форм организации учебного процесса,  являются  важной частью в структуре современного урока. Поэтому в школьной практике применение этих нестандартных форм не означает полного отказа от классно-урочной системы, а определяет инновационные виды  урока в дополнение к традиционным.

 

В рамках Программы развития педагогам школы рекомендованы следующие виды (жанры) инновационного урока:

 

-  урок-игра – чаще применяется на 1 и 2 ступенях обучения, имеет широко распространённую практику и бесконечное разнообразие игровых учебных форм;

-  урок - экскурсия (или путешествие) – может быть заочным с предварительной подготовкой учащихся или реальным – с выездом за пределы здания школы;

- урок-исследование – имитирует структуру и ход исследования поставленной перед учениками и учителем проблемы;

- урок-диспут – организация конфликтного, аргументированного обсуждения спорной или нерешённой проблемы;

-  урок-пресс - конференция– проводится учителем, гостем или специально выделенной группой учащихся-экспертов с обязательной подготовкой остальными учащимися класса вопросов по рассматриваемой проблеме;

- видео-урок (аудио-, медиа-) – просмотр целостного материала или фрагментов с предварительно поставленной перед классом целевой установкой;

-  урок-концерт (или конкурс)– показ индивидуальных или групповых творческих заданий;

-  урок-защита проекта;

-  урок-тест;

-  лекционно-семинарская и зачётная практика в старших классах.

 

                В центре внимания методического объединения – олимпиадное движение, тесно взаимосвязанное с работой с одарёнными детьми – одной из 5 основных задач президентской инициативы «Наша новая школа». Организация олимпиадного движения в школе также основывается на синтезе традиции и инновации. Традиционным является участие во всех этапах всероссийских предметных олимпиад по всем предметам, а также в международных играх и олимпиадах «Кенгуру» по математике, «Русский медвежонок» по русскому языку, «Золотое руно» по истории, «Английский бульдог» по английскому языку, Интернет-олимпиадах по техническим дисциплинам, «КИТ» - по информатике и ИКТ.

 

Инновацией в этой работе является индивидуальное закрепление за каждым одарённым учащимся своего куратора из числа учителей - предметников.

 

                В процессе работы над проектом каждый ученик осваивает  сбор и обработку информации, развивает умения работы с компьютером, осваивает основы творчества. Заключительный этап работы –   лучшие  работы защищаются на научно-практической конференции, где вручаются дипломы и подарки победителям в каждой номинации и присуждаются  призы зрительских симпатий.

 

Лучшие исследовательские и проектные работы учителей и учеников публикуются на школьном сайте, а также собираются в методическом кабинете в портфолио каждого учителя на бумажном и электронном носителях.

 

Привычными для учащихся школы стали такие традиционные формы внеклассной работы, как проведение предметных недель, олимпиад, праздников. При проведении предметных недель используются  разнообразные формы работы с учащимися и педагогами: олимпиады; творческие конкурсы; игры -  КВНы, «Поле чудес», викторины, выставки, выпуски тематических газет.

 

Новшества, которые можно использовать в работе школьного МО:

 

1.Новые ценности методической работы определяются исходя из новой цели: подготовка учителя как субъекта профессиональной деятельности, социальной жизни, субъекта личностной самореализации, самоактуализации и самоорганизации.

 

 2. Повышение качества профессионального уровня и педагогического мастерства учителей - это процесс углубленного проникновения в сущность новых технологий   и формирование в  процессе методической работы  таких характеристик, как самообразование, умение реализовывать главные основы и принципы образования в профессиональной деятельности, профессиональная самоорганизация, педагогическое творчество учителя.

 

3. При проведении работы по повышению квалификации учителей надо обращать внимание на разработку плана, отвечая  на вопросы: что мы планируем? Для чего мы планируем? Какой результат мы хотим получить?

     

4.Использовать различные элементы планирования и ориентироваться на предложенные критерии.

 

5. При планировании методической работы важно соблюдать последовательность, уметь анализировать, строить «дерево целей» и выбирать альтернативы, использовать эффективное планирование, способствующее  переменам, ведущим к прогрессу, не забывать о правилах планирования, избегать дублирования видов деятельности, осуществляемых другими школьными структурами.

 

                Давно известна истина, что получение вузовского диплома - не финиш, а старт. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не может считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Сегодня каждый педагог сам определяет наиболее важные аспекты совершенствования своего мастерства.

 

Методическая работа, конечно, способствует профессиональному самосовершенствованию педагогов, но только тех, кто заинтересован в своем профессиональном росте. Новой школе нужен новый учитель, мобильный, готовый к восприятию инноваций и умеющий действовать по-новому.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Инза (24.08.2011)
Просмотров: 6881 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]