Пятница
03.05.2024
04:51
Сетевые сообщества
Metodichka.org
Поиск
Скрипт-счетчик
Проголосуй за наш сайт
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Персональный сайт учителя русского языка и литературы Чумпаловой Инны Юрьевны


В8 - Средства художественной выразительности

Средства художественной выразительности. Тропы

 

 

Название

 

Определение

 

Пример

 

Эпитет

Художественное определение

Неприступный замок, добрый молодец, долгий день, образ величавый, славный прах

 

Сравнение

Уподобление какого-либо предмета другому  с помощью союзов: как, словно, подобно

 

«Твои глаза подобны звездам»

 

Метафора

Перенос значения на основе сходства. Скрытое сравнение.

«В дымных тучках пурпур розы, отблеск янтаря», град пуль, сидеть за баранкой автомобиля. Сыплет черёмуха снегом.

Олицетво-рение

наделение неживых предметов человеческими чувствами, мыслями, поступками

 

"Ветер со стоном метался по безлюдному острову», ветер дует. Синий колокольчик спит в тени берёз.

 

 

 

Метонимия

Перенос названия на основании смежности (между содержанием и формой, автором и произведением, действием и орудием, предметом и материалом, местом и людьми, находящимися в этом месте)

 

"Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый».

Кремль принял решение.

Весь пароход сбежался.

Не то на серебре – на золоте едал.

 (А.С.Грибоедов)

 

Синекдоха

Перенос значения по признаку количественного отношения между предметами.

 

"К нему и птица не летит,

И зверь нейдет». "И слышно было до рассвета, как ликовал француз".

 

Перифраз

Замена названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты.

Солнце русской поэзии (о Пушкине), туманный Альбион (Лондон), заря жизни (молодость), царь зверей (лев). Добытчики чёрного золота.

Гипербола

Непомерное преувеличение

"Он так кричал, что в соседних домах окна повылетали». В сто сорок солнц закат пылал.

Литота

Непомерное преуменьшение

"Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить», мальчик-с-пальчик, дюймовочка. Тише воды, ниже травы.

Ассонанс

созвучие гласных звуков в рифме или повторение одинаковых гласных

Забил заряд я в пушку туго

И думал: угощу я друга.

Аллитерация

повторение  одинаковых согласных  звуков

Грохочет  грохот  грома...

А комар все  злится, злится...

Он  над  ней  жужжит, кружится...

Гротеск

художественное преувеличение до невероятного, фантастического

Градоначальник с фаршированной головой у Салтыкова-Щедрина.

Ирония               

Осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается. Признаком иронии является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый.     

Откуда, умная, бредёшь ты, голова? (И. Крылов.)

 

 

 

 

 

Стилистические фигуры речи

Название

Определение

Пример

 

Риторический вопрос

Вопрос, задаваемый не с целью получить ответ, а для привлечения внимания читателя.

Знаете ли вы украинскую ночь?

Что делать мне? Как быть?

 

Риторическое обращение

Подчеркнутое обращение к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности.

"Родная земля! Прости и прими нас, твоих блудных сыновей!»

Риторическое восклицание

Восклицательное предложение, служащее для выражения сильного чувства.

"Что за ночь! Прозрачный воздух скован...»

Лексический повтор

повтор слов

"Душа, душа, спала и ты».

 

 

Синтаксический параллелизм

Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.

"По небу плывут тощие тучи. Над рекой висят серые клочья тумана. В душе затаилась угрюмая боль»

Многосоюзие (полисиндетон)

Повтор союза, ощущаемый как избыточный.

"Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр».

 

Бессоюзие (асиндетон)

Однородные члены предложения или части сложного предложения связываются без помощи союзов.

"Мелькают мимо будки, бабы, мальчишки, лавки, фонари...»

Ночь, улица, фонарь, аптека,

 Бессмысленный и тусклый свет.

 Живи ещё хоть четверть века -

 Всё будет так. Исхода нет.

                                              (А. Блок)

Инверсия

Необычный порядок слов.

"На севере диком стоит одиноко...»

 

Антитеза

Резкое противопоставление противоположных понятий.

"Ученье — свет, а неученье — тьма»,

Ты богат, я очень беден;

 Ты прозаик, я поэт;

 Ты румян, как маков цвет,

 Я, как смерть, и тощ и бледен.

                                  (А.С. Пушкин)

 

Оксюморон

Соединение двух понятий, логически исключающих одно другое.

Горькая радость, звонкая тишина, красноречивое молчание, горячий снег.

 

Градация

стилистическая фигура, последовательное нагнетание или, наоборот, ослабление силы однородных выразительных средств художественной речи.

     Не жалею, не зову, не плачу.

     Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.

     Увяданья золотом хваченный,

     Я не буду больше молодым.

                                       (С. Есенин)

Пришел, увидел, победил.

 

Парцелляция

членение предложения

«И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь».

(П. Г. Антокольский.)

Потом расскажу. При встрече.

 

Эпифора

повторение последних слов или фраз

Вот на берег вышли гости,

 Царь Салтан зовёт их в      гости...                                                     (А. С. Пушкин)

 

Параллелизм

 

тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, создающих единый поэтический образ  

 

В синем море волны плещут.                    

В синем небе звезды блещут.                                          

                          (А. С. Пушкин)      

Мчаться тучи, вьются тучи...

(М.Ю. Лермонтов)

 

Анафора

повторение начальных слов, строки, строфы или фразы

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и забитая,

 Ты и всесильная,

 Матушка-Русь!…

                   (Н.А. Некрасов)

«Жара вставала стеной. Жара душила его своими горячими руками. Жара сводила с ума...»

Рефрен

многократное  повторение одних и тех же слов

«При всём при том, / При всём при том»

Эллипс

выпадение, пропуск слова

 

Не тут-то (было). Море не горит.

 

Умолчание         

Фигура, предоставляющая слушателю самому догадываться и размышлять, о чём пойдёт речь во внезапно прерванном высказывании.  

Поедешь скоро ты домой: Смотри ж... Да что? Моей судьбой, Сказать по правде, очень Никто не озабочен.

 

Эллипсис            

Фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу.

Мы сёла — в пепел, грады — в прах, В мечи — серпы и плуги.

(В. Жуковский.)