Суббота
01.06.2024
17:45
Сетевые сообщества
Metodichka.org
Категории файлов
Литература. 6 класс. [19]
Русский язык. 9 класс. [24]
Русский язык. 7 класс. [23]
Литература. 9 класс. [46]
Русский язык. 6 класс. [37]
Литература. 7 класс. [43]
Литература. 11 класс. [20]
Русский язык. 11 класс. [28]
По Гольцовой Н.Г
Литература. 5 класс. [4]
Литература. 10 класс. [18]
Русский язык. 10 класс. [1]
Русский язык. 8 класс. [1]
Литература. 8 класс. [20]
Поиск
Скрипт-счетчик
Проголосуй за наш сайт
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Персональный сайт учителя русского языка и литературы Чумпаловой Инны Юрьевны


Каталог файлов

Главная » Файлы » Поурочное планирование » Литература. 10 класс.

Тема: Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина. Эволюция темы свободы и рабства в лирике поэта
[ Скачать с сервера (66.0 Kb) ] 26.09.2016, 23:45

Тема: Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина. Эволюция темы свободы и рабства в лирике поэта

_____________________________________________________________________________________

Цель:

  • рассмотреть развитие, процесс изменения отношения А. С. Пушкина к свободе и рабству на протяжении всей его творческой деятельности;
  • совершенствовать навы­ки комплексного анализа лирического произведения, выразительного чтения поэтического текста; развивать коммуникативные, исследовательские способности;
  • вос­питывать эстетический вкус, неравнодушное отношение к поэтическому слову, любовь к Родине.

Тип урока: комбинированный урок; урок-анализ художественного произведения.

Оборудование: учебник, раздаточный материал, тексты стихотворений, таблица.

Прогнозируемые

результаты: учащиеся составляют тезисы лекции учителя, участвуют в беседе; выразительно читают и комментируют стихотво­рения А. С. Пушкина; принимают участие в аналитической работе.

ХОД УРОКА

  1.  Организационный этап
  2.  Актуализация опорных знаний

Выполнение интерактивного упражнения «Пресс» (работа в парах)

  •  Почему можно говорить об условности тематического деления пушкинских стихотворений? Постройте свои рассуждения на примере одного-двух про­изведений.
  •  Почему понятие «свобода» является для Пушкина основополагающим? По­кажите разносторонность этого понятия в лирике поэта.
  1.  Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

  •  «Свобода — мой кумир!» — эти слова являются девизом лирики А. С. Пуш- кина-вольнодумца. В юности он много размышлял о политических правах народа, об отмене крепостного права, о гуманных законах. Поэт, как и лучшие представи­тели его поколения, мечтал о социальных реформах. Он прошёл через две ссылки, после поражения декабристов потерял самых близких друзей, познал клевету и за­висть врагов, но не утратил веры в человека, сохранил духовную независимость.

Поскольку для поэта «свобода» — понятие основополагающее, то эта тема видится своеобразным стержнем, проходящим через всё творчество поэта. Ка­кова же эволюция понятия «свобода» в творчестве Пушкина? Говоря об этом, безусловно, нам придётся коснуться и темы поэта и поэзии, потому что личная в общественная свобода для Пушкина неотделима от свободы творчества.

  1.  Работа над темой урока

1. Лекция учителя

(Учащиеся составляют тезисы.)

            Тема вольности является одной из первостепенных тем в лирике А. С. Пушкина. В разные периоды своего творчества поэт по-разному трактует понятие свободы, понимает его роль в жизни общества, в своей личной жизни. Эту тему помогают раскрыть и понять следующие стихотворения: «Вольность», «Сказки», «Деревня», «К Чаадаеву», «Узник», «Свободы сеятель пустын­ный...», «Пророк», «Во глубине сибирских руд...», «Арион», «Анчар», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит...», «Из Пиндемонтн..» «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Проследив эволюцию темы вольности в этих стихотворениях, некоторые из них можно объединить в блоки по периоду, стилю, основной мысли.

Тезисы лекции учителя на тему «Эволюция темы свободы и рабства в лирике А. С. Пушкина»

1) «Свободою горим»:

а) свобода человека и гражданина («Вольность» (1817) — традиции Г. Р. Ради­щева и Державина, высокий одический стиль и граждански!'! пафос, выра­жение идей декабристов и собственных взглядов на устройство общества);

б) «свобода Отчизны от самовластья» («КЧаадаеву» (1818) — служение иде­алам свободы, личностное звучание подчёркивается жанром послания);

в) свобода поэта и независимость творчества («К Н. Я. Плюсковой» (1818) — первое стихотворение о назначении поэта, заявление позиции стихотвор­ца: «Свободу лишь учася славить... я не рождён царей забавить», возвы­шенный слог усиливает значимость высказанных мыслей);

г) «...нынче же политическая наша свобода неразлучна с освобождением крестьян» («Деревня» (1819) — высказаны политические призывы, близ­кие декабристам, двухчастная композиция, элегия и сатира, построенная по принципу антитезы, подчинена основной идее — осуждению «барства дикого»);

2) «одна свобода мой кумир»:

а) романтические идеалы свободы («Узник» (1822) — страдание души от не­соответствия действительности идеалам, желание покинуть окружающий мир-«темницу», наполнение стихотворения романтическими символами);

б) «к чему стадам дары свободы?..» («Свободы сеятель пустынный...» (1823) — трагические мысли о неспособности бороться за свободу и при­нять её, написано в стиле евангельской притчи в серьёзной и возвышен­ной тональности, отражено своеобразие пушкинского восприятия темы свободы: восторженные призывы сочетаются с драматическими нотами);

в) «прощай, свободная стихия!..» («К морю» (1824) — последнее романти­ческое стихотворение поэта, прощание с прежними идеалами свободы, желание найти свободу не вне, а внутри себя);

г) «и умер бедный раб у ног непобедимого владыки» («Анчар» (1828) — фи­лософское осмысление рабства и деспотизма, поэтическая картина-сим­вол носит вневременное значение, неприятие ни раба, ни господина, не способных бороться со злом);

3) «я не хочу печалить вас ничем» («Я вас любил...» (1829) — свобода в любви, уважение личности другого человека, его чувств есть залог личной свободы);

4) «на свете счастья нет, а есть покой и воля» («Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит...» (1834) — сочетание свободы и счастья в жизни человека идеально, а потому нереально, счастье ежеминутно, временно, а свобода — постоянная потребность);

5) «веленью Божию, о муза, будь послушна»:

а) свобода творческой личности («Из Пиндемонти» (1836) — осознание ду­ховной свободы как высшего проявления независимости, соединение по­нятий счастья и свободы в занятиях творчеством, поэзией);

б) поэтическое завещание («Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» (1836) — прославление свободы в жестокий век есть проявление высоких и добрых чувств как высшее предназначение поэта и его поэзии).

  1. Слушание «Литературных визиток» об истории создания стихотворений «Вольность», «Деревня»

1)«Вольность»

— Стихотворения написаны в петербургский период. К этому времени Пушкин уже добился значительных высот поэтического мастерства, освоил классицизм, романтизм как литературные методы. Стихотворение «Воль­ность», созданное в 1817 году, написано в жанре оды, характерном для поэзии классицизма. Но Пушкин является своего рода новатором, так как в первый раз в оде воспевает не царей и полководцев, а волю, свободу. Хотя в «Вольности» ещё много противоречий, «чужих» суждений, но она, несомненно, является для этого периода пушкинского творчества одной из первостепенных произве­дений, раскрывающих тему свободы.

2) «Деревня»

- Оно написано в 1819 году и продолжает традицию жанра идиллии. Стихотворение состоит из двух частей. В первой сельская местность описы­вается как райский уголок, где можно найти покой, вдохновение. И эта часть полностью соответствует традиционным представлениям об идиллии. Но во вторую часть Пушкин вносит новое содержание. Части соотнесены по принци­пу контраста, и вторая часть начинается со слова «но» (таким образом Пушкин подчёркивает их противопоставленность). В этой части Пушкин разоблачает не­вежественное, жестокое крепостничество («барство дикое», «рабство тощее»).

3)1823 год. Окончание южной ссыпки

Тяжёлый духовный кризис в жизни А. С. Пушкина. Теперь он считает, что нельзя мечтать о политической свободе, если сам народ не готов её принять, если у него рабская психология. Об этом он с горечью говорит в стихотворении «Свободы сеятель пустынный...»:

Паситесь, мирные народы,            К чему стадам дары свободы?

Вас не разбудит чести клич.          Их должно резать или стричь.

Поэт — это «сеятель свободы». Но его окружают «стада», которые привык­ли повиноваться только ударам бича.

  1. «Из Пиндемонти»

- Своеобразным итогом этих размышлений становится стихотворение «Из Пиндемонти», написанное в год смерти поэта. Мнимый перевод никогда не су­ществовавшего стихотворения модного поэта — это не только способ обмануть цензуру, но и указание на общечеловеческую значимость вывода. В первой ча­сти поднимаются все вопросы, волновавшие русскую общественность, чтобы объявить об их бессмысленности словами из «Гамлета», подчёркивая их сует­ность сквозь призму истории. Единственная свобода, которой теперь жаждет поэт,— свобода своя и для себя, личная, выражающаяся в возможности вы­бирать свою дорогу, например, дорогу чистого, высокого искусства. Пушкин больше не претендует на признание на государственном уровне. Свободный выбор каждого человека — вот та свобода, к которой, после долгих мытарств, приходит он в конце жизненного пути. Было подготовлено Пушкиным к печати вместе с другими не изданными тогда стихотворениями, но напечатано не было. Написано 5 июля 1836 года.

  1. Аналитическая работа с текстами стихотворений (в группах)

Задания

1-я группа. Ода «Вольность»

  •  К какому периоду жизни и творчества Пушкина относится это стихотворение?
  •  Для какого времени характерен жанр оды?
  •  Определите самые важные (ключевые) строчки в каждой из строф.
  •  Каково отношение Пушкина к свободе? Какое общество считается свобод­ным? От кого зависит свобода? Что значит, по Пушкину, быть свободным?

2-я группа. Стихотворение «Деревня»

  • С каким событием в жизни Пушкина связано это стихотворение?
  • Как бы вы определили жанр стихотворения?
  • Перечитайте вторую часть стихотворения. С какой особенностью российско­го государственного устройства связаны размышления Пушкина о свободе и несвободе?
  • Верит ли Пушкин, что его поэтический дар способен пробудить сострадание к угнетенному народу? На что надеется поэт?

3-я группа. Стихотворение «Свободы сеятель пустынный...»

  •  Определите общий эмоциональный настрой стихотворения.
  •  Какой смысл придаёт тексту эпиграф из Евангелия?
  • Почему слова свободы, обращённые сеятелем к народам, не находят у них отклика? Что является препятствием для достижения вольности?
  • Как помогает постижению смысла композиция стихотворения?
  • Какую характеристику личности лирического «Я» даёт автор в первой стро­фе? Какие слова и выражения подтверждают искренность его помыслов и действий?
  • Как характеризуются «мирные народы»? Что звучит в авторских оценках: осуждение или жалость? Аргументируйте свою позицию.
  • Какие атрибуты рабства сопутствуют угнетённым и непросвещённым наро­дам? Какой смысл эти образы придают тексту?
  • Как помогло понять авторскую позицию синтаксические конструкции сти­хотворения?

4-я группа. Стихотворение «Из Пиндемонти»

  1.  Какой смысл придаёт стихотворению его композиция?
  2.  От каких прав отказывается лирический герой? Почему он это делает?
  3.  Выявите политический подтекст выражения «Зависеть от властей, зависеть от народа — Не всё ли нам равно».
  4.  Какие права человека поэт считает самыми главными? Подтвердите свои мысли текстом.
  5.  Какими способами создаётся иронический пафос первой части и торжест­венный, возвышенный характер текста в 10-21-м стихах?
  6. Презентация представителями групп результатов аналитической работы, выразительное чтение стихотворений и цитирование стихотворных строк в подтверждение своего мнения
  1.  Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщающее слово учителя

— Итак, тема свободы и рабства — одна из ведущих тем в творчестве А. С. Пушкина. Так, в первый петербургский период он создаёт оду «Воль­ность» , где излагает свою жизненную программу поэта-гражданина («Хочу вос­петь Свободу миру, На тронах поразить порок») и утверждает, что подлинная свобода возможна лишь при условии верховенства законов над властителями и над народом. Однако пройдёт совсем немного времени, и в стихотворении «Де­ревня» поэт изображает реалистические картины «барства дикого», обличая бич России — крепостничество.

Исторические события убеждают Пушкина в том, что народ по-прежнему находится в духовном рабстве, его душа ещё не пробудилась для «звуков воль­ности», дворяне же, подталкивая этот непробуждённый народ к решительным действиям, политически слепы. Эти мысли поэт высказывает в форме притчи, отсылая читателя к Евангелию от Луки («Свободы сеятель пустынный...»). В последние годы жизни Пушкин поднимается до религиозно-философских вы­сот в осмыслении темы свободы и рабства. Его интересует уже конфликт между властью мирской и властью духовной. Не всё ли равно от кого зависеть: от на­рода или царя? — задаёт Пушкин риторический вопрос в стихотворении «Из Пиндемонти» и утверждает, что самое главное — это личная свобода и духовная независимость. Таким образом, анализ лирики А. С. Пушкина по теме свободы и рабства, проведённый в хронологическом порядке, убедительно показывает, как эволюционировали взгляды поэта на свободу по мере развития и становле­ния его личности.

Домашнее задание

  1. Проанализировать (письменно) одно из стихотворений, относящихся к теме свободы (письменно).
  2. Опережающее задание

Подготовить выразительное чтение стихотворений А. С. Пушкина «Бро­жу ли я вдоль улиц шумных...», «Вновь я посетил...», «Два чувства дивно близки нам...», «Отцы пустынники и жёны непорочны...» (4 учащихся). Раскрыть глубину и проникновенность чувств поэта, запечатлённых в про­изведениях, подготовиться к их анализу.

 

Категория: Литература. 10 класс. | Добавил: Инза
Просмотров: 3695 | Загрузок: 186 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]