Воскресенье
24.11.2024
09:04
Сетевые сообщества
Metodichka.org
Поиск
Скрипт-счетчик
Проголосуй за наш сайт
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Персональный сайт учителя русского языка и литературы Чумпаловой Инны Юрьевны


Психолого-педагогическая характеристика ученика «___» класса МОУ СОШ №7 с.Величаевского

    Раздел 1. Общие сведения о ребенке  

1.1. Анкетные данные.                              

1. Дата и место рождения ____________________________________                                                  

2. Домашний адрес __________________________________________                                                 

3. сведения о родителях ______________________________________                                                                                          

1.2. Сведения  о  состоянии здоровья           

1. Часто ли болеет (часто, средне, редко);           

2. Хронические заболевания (какие); _________________________________           

3.  Особенности функционирования нервной системы:

·         быстро утомляется; утомляется после длительной нагрузки; неутомим;

·         быстро переходит от радости к грусти без видимой причины; неадекватная смена настроений;

·         стабилен  в проявлении настроения;

·         преобладает возбуждение;

·         возбуждение и торможение уравновешены;

·         преобладает торможение.

1.3. Успеваемость (отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная)    

1.4. Внешкольные занятия (систематические)            

1.Занятия общественно-полезным трудом (каким) ________________________________         

2. Занятия художественной самодеятельностью (какой);         

3. Занятия в кружках, клубах, штабах, бригадах (каких);        

4. Занятия спортом (каким);        

5. Занятия организационной работой  (какой).   

Раздел 2. Проявление личностных качеств ребенка  

2.1. Направленность интересов:     

1.  на учебную деятельность.    

2.  на трудовую деятельность.     

3.  на художественно-эстетическую деятельность.      

4.  на достижения в спорте, туризме.     

5.  на отношения между людьми.  

2.2. Отношение к  порученному делу:

1.Общественная активность

·         Активно участвует во всех общественных делах, не считаясь с собственным временем.

·         Принимает активное участие в общественных делах, но старается не тратить на это свое       собственное время.

·         Не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет.

·         Редко принимает участие в общественных делах.

·         Отказывается участвовать в общественных делах.  

2. Трудолюбие

·         Любую работу ученик всегда выполняет охотно, ищет работу сам и старается сделать ее хорошо.

·         Как правило, охотно берется за работу, стараясь выполнить ее хорошо. Случаи недобросовестного или некачественного выполнения работы редки.

·         Редко охотно берется за работу.

·         Чаще всего старается уклониться от любой работы.

·         Всегда уклоняется от выполнения любого дела    

3. Ответственность

·         Всегда хорошо и в назначенные сроки выполняет любое порученное ему дело.

·         В большинстве случаев хорошо и в срок выполняет порученную ему работу.

·         Часто не выполняет в срок (или выполняет плохо) порученное ему дело.

·          Очень редко выполняет порученное ему дело.

·         Никогда не доводит до конца порученные ему дела.  

4. Инициативность

·         Выступает зачинателем многих дел, не стремясь получить за это никакого признания.

·         Довольно часто выступает зачинателем нового дела.

·         Редко сам начинает новое дело.

·         Почти никогда сам не начинает новое дело.

·         Никогда не выступает зачинателем какого-либо дела.    

5. Организованность

·         Всегда правильно распределяет свою работу во времени и выполняет ее согласно плану.

·         В большинстве случаев правильно распределяет и в срок выполняет свою работу.

·         Умеет правильно распределить и в срок выполняет свою работу, только если за каждый ее этап надо отчитываться.

·         Чаще не умеет правильно распределить свою работу по времени

·         Не умеет распределять свою работу во времени, тратит время зря.    

6. Любознательность

·         Постоянно активно узнает что-то новое в разных областях науки и культуры.  

·         В большинстве случаев заинтересован в получении новых знаний из разных областей науки       и культуры.

·         Редко стремится узнать что-то новое; как правило, интересуется одной ограниченной областью знаний.

·         Как правило, не проявляет заинтересованности в приобретении новых знаний.  

·         Равнодушен ко всякого рода новым знаниям.  

7. Аккуратность

·         Всегда содержит свои вещи в идеальном порядке. Всегда одет опрятно, подтянут - и за партой, и у доски. Бережет общественное имущество, всегда старается привести его в порядок.

·         Содержит в надлежащем порядке собственные и одолженные ему вещи (книги, конспекты). Помогает приводить в порядок общественное имущество (парты, инвентарь и т.п.) скорее по обязанности.

·         Не проявляет большого стремления к поддержанию порядка вокруг себя. Иногда приходит в школу неопрятным, неряшливо одетым. Равнодушен по отношению к тем, кто портит общественное имущество.

·         Часто не заботится о своем внешнем виде, состоянии своих книжек, вещей, не бережет общественное имущество, даже портит его.

·         Совершенно не заботится о том, чтобы содержать свои вещи в надлежащем порядке, всегда неопрятен, неряшлив. При случае, не задумываясь, портит общественное имущество.

2.3. Отношение  к  людям    

8. Коллективизм                                                                                             

·         Всегда проявляет заботу по отношению к знакомым и незнакомым людям, старается любому оказать помощь и поддержку.  

·         Склонен проявлять заботу о незнакомых людях, если это не мешает его личным планам и делам.

·         Нередко проявляет равнодушие к чужим делам и заботам, если это не затрагивает его лично.

·         Как правило, равнодушен к заботам других, по своей инициативе им не помогает.  

·         Считает излишним проявлять заботу о незнакомых членах общества, живет под девизом «Не лезь не в свое дело».  

9. Честность, правдивость

·         Всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам. Говорит правду и тогда,        когда это ему  «невыгодно».

·         Почти всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам.

·         Часто говорит неправду ради собственной выгоды.

·         Почти всегда говорит неправду, если ему это выгодно.

·         Склонен всегда говорить неправду.  

10. Справедливость

·         Активно борется с тем, что считает несправедливым.

·         Не всегда борется с тем, что считает несправедливым.

·         Редко выступает против того, что считает несправедливым.

·         Не добивается справедливости.

·         Совершенно равнодушен к проявлениям несправедливости.  

11. Бескорыстие

·         В своих поступках всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей, а не собственной выгодой.

·         Почти всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей.

·         Редко руководствуется в своих поступках соображениями пользы дела, а не собственной выгодой.

·         В поступках часто руководствуется соображениями собственной выгоды.

·         В поступках всегда руководствуется соображениями собственной выгоды.  

12. Общительность

·         Всегда охотно вступает в контакт с людьми, любит работать и отдыхать с другими.

·         Как правило, с удовольствием общается с людьми.

·         Стремится общаться с ограниченным кругом людей.

·         Предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха.

·         Замкнут, необщителен.  

13. Чувство товарищества

·         Всегда помогает товарищам в трудной работе и в тяжелые минуты жизни.

·         Как правило, помогает товарищам.

·         Помогает товарищам, когда его просят.

·         Очень редко помогает товарищам: если его попросят, может отказать в помощи.

·         Никогда не помогает товарищам в работе, в трудные минуты жизни.  

14. Отзывчивость

·         Всегда сочувствует другим, товарищи часто делятся с ним своими заботами.

·         Искренне сочувствует другим, если не слишком поглощен собственными делами.

·         Поглощен собственными чувствами настолько, что это мешает  ему разделить чувства других людей.

·         Почти не умеет сочувствовать другим.

·         Совершенно  не  умеет сочувствовать другим,  товарищи  не любят  «одалживать» у него.  

15. Вежливость, тактичность

·         Все его поступки и слова свидетельствуют об уважении к другим людям.

·         Почти всегда проявляет должное уважение к другим людям.

·         Часто бывает невежлив и нетактичен.

·         Часто недопустимо резок, груб, нередко затевает ссоры.

·         Всегда резок, невыдержан как в общении с ровесниками, так и со старшими. В ссоре оскорбляет других, грубит.

2.4. Отношение к себе  

16. Скромность

·         Никогда не выставляет напоказ своих достоинств, заслуг.

·         Иногда, по просьбе товарищей, рассказывает о своих действительных достижениях и достоинствах.

·         Сам рассказывает о своих достоинствах и достижениях.

·         Часто хвастается еще не сделанным или тем, в чем он  принимает очень малое участие, к чему имеет мало  отношения.

·         Хвастается даже незначительными достижениями, преувеличенными достоинствами.    

17. Уверенность в себе

·         Никогда не советуется с другими, не ищет помощи даже тогда, когда это следовало бы сделать.

·         Все задания выполняет без помощи других. Обращается за помощью только в случае     действительной    необходимости.

·         Порой, выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя мог бы справиться сам.

·         Часто при выполнении заданий,  поручений просит помощи, поддержки других, даже если сам может справиться.

·         Постоянно, даже в простых делах просит помощи и поддержки.

18. Самокритичность

·         Всегда со вниманием выслушивает справедливую критику, настойчив в исправлении собственных недостатков.

·         В большинстве случаев правильно реагирует на справедливую критику, прислушивается к добрым советам.

·         Порой  прислушивается   к  справедливым  замечаниям,  старается   их учитывать.

·         К критическим замечаниям, советам относится невнимательно, не старается исправить недостатки.

·         Отвергает любую критику. Отказывается признавать свои очевидные промахи, ничего не делает для их исправления.   

19. Умение рассчитывать свои силы

·         Всегда трезво оценивает собственные силы, выбирая задачи и дела «по плечу» - не слишком легкие и не  слишком трудные.

·         Как правило,  верно соизмеряет свои силы с трудностью задания.

·         Иногда бывают случаи, когда ученик плохо соизмеряет свои силы и трудности порученного дела.

·         В большинстве случаев не умеет соизмерять свои силы и трудности дела.

·         Почти никогда не умеет правильно соразмерить свои силы и трудности задания или дела.

20. Стремление к успеху, первенству

·         Всегда и во всем стремится быть первым (в учебе, спорте и т. п.), настойчиво этого добивается.

·         Стремится быть в числе первых во многих областях, но особое внимание уделяет достижениям в какой-либо одной области.

·         Стремится  в чем-то одном, особенно его интересующем, добиться признания, успеха.

·         Очень редко стремится к успеху в какой-либо деятельности, легко довольствуется положением «середняка».

·         Никогда не стремится в чем-либо быть первым, получает удовлетворение от самой деятельности.

21. Самоконтроль

·         Всегда тщательно взвешивает свои слова и поступки.

·         Не всегда тщательно контролирует свои слова и поступки.

·         Большей частью поступает необдуманно, рассчитывает на «везение».

·         Почти всегда поступает необдуманно, недостаточно тщательно контролирует себя.

·         Постоянно поступает необдуманно, в расчете на «везение».

2.5. Волевые качества личности

22. Смелость

·         Всегда вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого.

·         В большинстве случаев вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого.

·         Не всегда может заставить себя вступить в борьбу с противником сильнее его самого.

·         В большинстве случаев отступает перед силой.

·         Всегда отступает перед силой, трусит.

23. Решительность

·        Всегда самостоятельно, без колебаний принимает ответственное решение.

·        В большинстве случаев без колебаний принимает ответственное решение.

·        Иногда колеблется перед ответственным решением.

·        Редко решается принять какое-либо ответственное решение.

·        Не в состоянии самостоятельно принять какое-либо ответственное решение.        

24. Настойчивость

·         Всегда добивается выполнения намеченного, даже если требуются длительные усилия, не отступает перед трудностями.

·         Как правило, старается выполнить намеченное, даже если при этом встречаются трудности. Противоположные случаи редки.

·         Доводит до конца задуманное, лишь,  если трудности его выполнения незначительны или требуют кратковременных усилий.

·         Очень редко доводит до конца задуманное, даже если сталкивается с незначительными трудностями.

·         Столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить намеченное.  

25. Самообладание

·         Всегда умеет подавить нежелательные эмоциональные проявления.

·         Как правило, умеет справиться со своими эмоциями. Случаи противоположного характера единичны.

·         Порой не умеет справиться со своими эмоциями.

·         Часто не может подавить нежелательные эмоции.

·         Плохо владеет своими чувствами, легко впадает в состояние растерянности, подавленности и прочее.    

2.6. Положение  ребенка  в  школ е  

26. Авторитет в классе

·         Пользуется безусловным авторитетом практически среди всех одноклассников: его уважают, считаются с его мнением, доверяют ответственные дела.

·         Пользуется авторитетом среди большинства одноклассников.

·         Пользуется авторитетом только у части одноклассников, у какой-то группировки, только среди мальчиков,   или среди девочек и т.п.

·         В классе авторитетом не пользуется.

27. Симпатия

·         Является любимцем класса, ему прощаются отдельные недостатки.

·         В классе ребята относятся к нему с симпатией.

·         Пользуется симпатией только у части одноклассников.

·         Пользуется симпатией у отдельных ребят.

·         В классе его не любят.

28. Авторитет во внешкольных объединениях

·         Является безоговорочно признанным авторитетом в каком-либо внешкольном объединении (спортивная .школа,  музыкальная школа, клуб,  дворовая компания и т.п.).

·         Пользуется авторитетом у большинства ребят какого-либо внешкольного  объединения  (спорт.школа,  муз.школа,  клуб, дворовая   компания и т.п. ).

·         Пользуется авторитетом у отдельных членов внешкольных объединений.

·         Является членом какого-либо внешкольного объединения, но авторитетом там не пользуется (спорт.школа, клуб, и т.п.).

·         Не является членом никакого внешкольного объединения.  

Раздел 3.   Особенности психических процессов и эмоциональность  

29.Внимание

·         Всегда легко и быстро сосредотачивает свое внимание на объяснении учителя. Никогда не отвлекается на уроке, ошибок по невнимательности на уроке не делает.

·         Достаточно внимательно слушает объяснение учителя, отвлекается редко, иногда встречаются ошибки из-за невнимательности.

·         Не всегда внимательно слушает объяснение учителя. Периодически отвлекается, часто делает ошибки из-за невнимательности, но при проверке исправляет их.

·         Слушает достаточно внимательно только в том случае, когда ему интересно. Часто отвлекается. Постоянно делает ошибки из-за невнимательности, при проверке не всегда исправляет их.

·         Как правило, медленно и с трудом сосредоточивает свое внимание на уроке, мало что усваивает из объяснений учителя из-за постоянных отвлечений. Делает много ошибок по невнимательности и не замечает их при проверке.    

30.  Память  

·         При заучивании всегда разбирается в структуре и смысле материала. Но и материал, требующий механического заучивания, запоминается им   легко.

·         При заучивании может запомнить лишь то, в чем предварительно разобрался, понял. Материал, требующий механического заучивания, дается с трудом.

·         Материал, требующий механического заучивания, усваивается очень легко, достаточно 1-2 раза посмотреть его.

·         Имеет привычку не разбираться в структуре и смысле заучиваемого материала.

·         При заучивании долго разбирается в материале. При изложении делает ошибки по форме, но смысл излагает точно.    

·         Для запоминания материала многократно механически повторяет его, без разбора и осмысления, делает  смысловые ошибки.

31.Мышление

·          Быстро схватывает суть материала, всегда в числе первых решает задачи, часто предлагает собственные  оригинальные решения.

·          Достаточно быстро понимает материал, быстрее многих решает задачи, иногда предлагает собственные  оригинальные способы решения.

·          Удовлетворительно понимает материал после объяснения учителя, решает задачи в среднем темпе, обычно собственных оригинальных решений не предлагает.

·         В числе последних улавливает суть объяснений преподавателя, отличается медлительным темпом обдумывания и решения задач.

·         Понимает материал только после дополнительных занятий, крайне медленно решает задачи, при решении задач слепо использует известные «шаблоны».

32. Э м о ц и о н а л ь н а я  р е а к т и в н о с т ь

·          Всегда эмоционально живо реагирует на любые жизненные явления, его может глубоко, до слез взволновать рассказ, фильм.

·         Обычно эмоционально живо реагирует на жизненные явления, но редко, что его может взволновать глубоко.

·         Редко проявляет живую эмоциональную реакцию на события.

·         Живая эмоциональная реакция практически отсутствует.

33.Общий  эмоциональный  тонус

·         Постоянно оживлен, очень активен во всех сферах школьной жизни, во все вмешивается, берется за все дела.  

·         Оживлен, в меру активен во всех сферах школьной жизни.

·         Оживлен, активен только в некоторых сферах школьной жизни.

·         По сравнению с товарищами менее активен и оживлен.  

·         Практически всегда вял, апатичен во всех сферах школьной жизни, несмотря на то что здоров.

34.Эмоциональная  уравновешенность

·         Всегда спокоен,  у него не бывает сильных эмоциональных вспышек.

·         Обычно спокоен, эмоциональные вспышки очень редки.

·         Эмоционально уравновешен.

·         Повышенная эмоциональная возбудимость, склонен к бурным эмоциональным проявлениям

·         Вспыльчив: часты сильные эмоциональные вспышки по незначительному по незначительному поводу.  

Примечание: задача данной карты – схемы – помочь учителю, классному руководителю, наиболее точно и наглядно представить себе индивидуальные особенности ученика, чтобы в конечном счете выявить у каждого ребенка те положительные моменты, с опорой на которые должен строиться воспитательный процесс.       

Заполнение данной карты-схемы в основном строится по принципу «нужное подчеркнуть», то есть в каждом  из пунктов, содержащих шкалу возможных проявлений того или иного качества, учителю необходимо выбрать присущую ученику степень выраженности этого качества. Возможно составление характеристики по данной схеме родителями или самим учеником. В этом случае в шаблоне по линейке подчеркивают нужное цветными линиями.

Например:   ученик подчеркивает синим цветом, родители – зеленым, учитель – красным.