Средства художественной выразительности. Тропы
Название |
Определение |
Пример |
Эпитет |
Художественное определение |
Неприступный замок, добрый молодец, долгий день, образ величавый, славный прах |
Сравнение |
Уподобление какого-либо предмета другому с помощью союзов: как, словно, подобно |
«Твои глаза подобны звездам» |
Метафора |
Перенос значения на основе сходства. Скрытое сравнение. |
«В дымных тучках пурпур розы, отблеск янтаря», град пуль, сидеть за баранкой автомобиля. Сыплет черёмуха снегом. |
Олицетво-рение |
наделение неживых предметов человеческими чувствами, мыслями, поступками |
"Ветер со стоном метался по безлюдному острову», ветер дует. Синий колокольчик спит в тени берёз. |
Метонимия |
Перенос названия на основании смежности (между содержанием и формой, автором и произведением, действием и орудием, предметом и материалом, местом и людьми, находящимися в этом месте) |
"Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый». Кремль принял решение. Весь пароход сбежался. Не то на серебре – на золоте едал. (А.С.Грибоедов) |
Синекдоха |
Перенос значения по признаку количественного отношения между предметами. |
"К нему и птица не летит, И зверь нейдет». "И слышно было до рассвета, как ликовал француз". |
Перифраз |
Замена названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. |
Солнце русской поэзии (о Пушкине), туманный Альбион (Лондон), заря жизни (молодость), царь зверей (лев). Добытчики чёрного золота. |
Гипербола |
Непомерное преувеличение |
"Он так кричал, что в соседних домах окна повылетали». В сто сорок солнц закат пылал. |
Литота |
Непомерное преуменьшение |
"Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить», мальчик-с-пальчик, дюймовочка. Тише воды, ниже травы. |
Ассонанс |
созвучие гласных звуков в рифме или повторение одинаковых гласных |
Забил заряд я в пушку туго И думал: угощу я друга. |
Аллитерация |
повторение одинаковых согласных звуков |
Грохочет грохот грома... А комар все злится, злится... Он над ней жужжит, кружится... |
Гротеск |
художественное преувеличение до невероятного, фантастического |
Градоначальник с фаршированной головой у Салтыкова-Щедрина. |
Ирония |
Осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается. Признаком иронии является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый. |
Откуда, умная, бредёшь ты, голова? (И. Крылов.) |
Стилистические фигуры речи
Название |
Определение |
Пример |
Риторический вопрос |
Вопрос, задаваемый не с целью получить ответ, а для привлечения внимания читателя. |
Знаете ли вы украинскую ночь? Что делать мне? Как быть? |
Риторическое обращение |
Подчеркнутое обращение к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности. |
"Родная земля! Прости и прими нас, твоих блудных сыновей!» |
Риторическое восклицание |
Восклицательное предложение, служащее для выражения сильного чувства. |
"Что за ночь! Прозрачный воздух скован...» |
Лексический повтор |
повтор слов |
"Душа, душа, спала и ты». |
Синтаксический параллелизм |
Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. |
"По небу плывут тощие тучи. Над рекой висят серые клочья тумана. В душе затаилась угрюмая боль» |
Многосоюзие (полисиндетон) |
Повтор союза, ощущаемый как избыточный. |
"Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр». |
Бессоюзие (асиндетон) |
Однородные члены предложения или части сложного предложения связываются без помощи союзов. |
"Мелькают мимо будки, бабы, мальчишки, лавки, фонари...» Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи ещё хоть четверть века - Всё будет так. Исхода нет. (А. Блок) |
Инверсия |
Необычный порядок слов. |
"На севере диком стоит одиноко...» |
Антитеза |
Резкое противопоставление противоположных понятий. |
"Ученье — свет, а неученье — тьма», Ты богат, я очень беден; Ты прозаик, я поэт; Ты румян, как маков цвет, Я, как смерть, и тощ и бледен. (А.С. Пушкин) |
Оксюморон |
Соединение двух понятий, логически исключающих одно другое. |
Горькая радость, звонкая тишина, красноречивое молчание, горячий снег. |
Градация |
стилистическая фигура, последовательное нагнетание или, наоборот, ослабление силы однородных выразительных средств художественной речи. |
Не жалею, не зову, не плачу. Всё пройдёт, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом хваченный, Я не буду больше молодым. (С. Есенин) Пришел, увидел, победил. |
Парцелляция |
членение предложения |
«И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь». (П. Г. Антокольский.) Потом расскажу. При встрече. |
Эпифора |
повторение последних слов или фраз |
Вот на берег вышли гости, Царь Салтан зовёт их в гости... (А. С. Пушкин) |
Параллелизм |
тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, создающих единый поэтический образ |
В синем море волны плещут. В синем небе звезды блещут. (А. С. Пушкин) Мчаться тучи, вьются тучи... (М.Ю. Лермонтов) |
Анафора |
повторение начальных слов, строки, строфы или фразы |
Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и забитая, Ты и всесильная, Матушка-Русь!… (Н.А. Некрасов) «Жара вставала стеной. Жара душила его своими горячими руками. Жара сводила с ума...» |
Рефрен |
многократное повторение одних и тех же слов |
«При всём при том, / При всём при том» |
Эллипс |
выпадение, пропуск слова |
Не тут-то (было). Море не горит. |
Умолчание |
Фигура, предоставляющая слушателю самому догадываться и размышлять, о чём пойдёт речь во внезапно прерванном высказывании. |
Поедешь скоро ты домой: Смотри ж... Да что? Моей судьбой, Сказать по правде, очень Никто не озабочен. |
Эллипсис |
Фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу. |
Мы сёла — в пепел, грады — в прах, В мечи — серпы и плуги. (В. Жуковский.) |